28 марта 2012

Уроки быстрого чтения. Урок № 6. Развитие периферического поля зрения.




Глаза быстрочитающего вовсе не двигаются быстрее, чем у того, кто читает медленно. Основное отличие в том, что в момент остановок, так называемых зрительных фиксаций, читающий быстро успевает воспринять, понять и запомнить значительно больший объем информации, чем тот, кто читает медленно. Иначе говоря, зрительный аппарат в этом случае работает более продуктивно, рационально. Здесь большое значение имеет использование резерва ─ периферического поля зрения.
Для расширения оперативного поля зрения мы используем два упражнения. Одно из них статическое: созерцание зеленой точки, и второе ─ динамическое: тренировка с таблицами Шульте.
В книге Кузнецова О. А. и Хромова Л. Н. “Техника быстрого чтения”(М., Книга, 83 г.) оба эти упражнения помещены в урок № 6.
Учитывая особую специфику упражнения на созерцание зеленой точки, я счел, что было бы более продуктивно начать его изучение с самого начала курса техники быстрого чтения и опубликовал его раньше (см. урок № 2).
И поэтому шестым уроком у нас будет только упражнение с таблицами Шульте.

Работа с таблицами Шульте.
Тренировка с таблицами Шульте ─ очень важное динамическое упражнение для развития периферического зрения.
Каждая таблица комплекта представляет собой разграфленный на 25 ячеек картонный квадрат размерами 20 х 20 см, с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Вам необходимо изготовить такой комплект самим по образцу.
Методика работы заключается в том, чтобы быстро отыскать по порядку возрастания все 25 чисел в каждой таблице в отдельности.
Читатели с хорошими параметрами внимания и с широким полем видения затрачивают на одну таблицу 25─30 секунд. По мере тренировок со всем комплектом таблиц время поиска постепенно сокращается и у отдельных лиц доходит до 11─12 секунд. В некоторых случаях время, затрачиваемого на одну таблицу, становится значительно выше и этой нормы и доходит до 8─7 секунд. Причем, как правило, общее время увеличивается только из-за задержки на каком-либо одном или двух двузначных числах, все остальные числа отыскиваются быстро, однако затем человек вдруг опять не может найти  следующего числа ─ смотрит на него и не видит, ему подчас кажется, что  в таблице этого числа просто нет.
У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскание чисел в последних (девятой и десятой) таблицах говорит о том, что человек несколько утомился. По мере тренировки навык быстрого считывания постоянно возрастает благодаря развитию периферического зрения.
Можно рекомендовать следующие правила работы с таблицами Шульте:
1) Для тренировок использовать все 10 изготовленных вами таблиц.
2) Считывать цифры необходимо беззвучным счетом, т.е. про себя в возрастающем порядке от 1 до 25 ( без пропуска). Перебирать по очереди все 10 таблиц в любом порядке. Все найденные цифры обязательно указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 секунд.
3) Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой).
4) При поиске следующих друг за другом чисел разрешается фиксация глаз в центре и только в центре таблицы. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т.е. примерно 25─30 см.
5) Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться.
6) Когда вы привыкните к считыванию таблиц, то можно проводить эти тренировки, используя только поисковые движения взором, т.е. без подтверждения найденной цифры карандашом.
Порядок тренировок.
1) Выполнять упражнения созерцания зеленой точки.
2) Ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте. Добиться считывания любой таблицы за время не более 25 секунд.
3) Прочитывать ”вертикальным чтением” колонки в статьях ежедневной газеты. Одновременно продолжать работы с таблицами Шульте.
4) Прочитать контрольный текст объемом 5 ─ 5,5 тыс. знаков и определить свою скорость чтения.

Образцы таблиц Шульте
                                           
                                               




Комментариев нет:

Отправить комментарий